Депутат Госдумы Наталья Афанасьевна Ермакова: законодательство в области противодействия коррупции должно периодически изменяться и дополняться
Коррупционные проявления в органах власти наносят серьезный экономический и политический ущерб государственной системе, а потому представляют высокую общественную опасность.
Как отметила депутат Госдумы Наталья Афанасьевна Ермакова, законодательство в области противодействия коррупции в обязательном порядке должно периодически изменяться и дополняться, ведь нечистоплотные в финансовом отношении чиновники отличаются большой изобретательностью в извлечении «дополнительного» дохода.
Законодательные инициативы разрабатываются на самом высоком уровне.
3 декабря 2011года вступили в силу антикоррупционные поправки, регламентируемые ФЗ от 21.11.2011 года №329 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции». В кулуарах закон считается президентским, ведь основные предложения документа были разработаны президентом РФ того времени Дмитрием Медведевым и направлены в Государственную Думу на рассмотрение в сентябре 2011 года.
Еще в ходе общественного обсуждения правового документа большой резонанс вызвала новация, предусматривающая возможность уволить чиновника в связи с утратой доверия. Причиной утраты доверия станет подозрение в коррупции, в связи с чем появился широкий список табу для государственных и муниципальных служащих.
Так, под запретом оказались осуществление чиновниками предпринимательской деятельности, управление на платной основе коммерческими предприятиями, включение в состав представителей иностранных некоммерческих негосударственных объединений. Вовлеченность в ситуации конфликтов интересов и, самое главное, сокрытие сего факта. Этим положением подразумевается связь непосредственных должностных обязанностей госслужащего, чиновника с его частными материальными интересами или таковыми интересами родственников. С вступлением в силу ФЗ, чиновник обязан уведомить о «склонении его к коррупции». Лишить должности придется и тех, кто предоставил семейную декларацию о доходах и имуществе с ложными сведениями или попросту не предоставил такие данные. Следом за ним уволят и руководителя ведомства, не пресекшего своевременно противоправные деяния своего подчиненного.
Действие закона распространяется на чиновников гражданских служб, сотрудников Следственного комитета, прокуратуры, таможенной службы, органов внутренних дел. Несколько в стороне остались сотрудники ФСБ России, что вызвало нарекания со стороны депутатов ГД, ведь, несмотря на специфику ведомства, в нем служат не только аттестованные сотрудники, но и гражданские чиновники, к которым в полной мере может быть применима законодательная новация.
Существует немало тонкостей, усложняющих предъявление чиновнику обвинений в коррумпированности. При таких обвинениях придется учитывать положительные качества чиновника, его профессиональные качества и достижения, а также все обстоятельства инкриминируемых деяний. Основное мнение свелось к тому, что законодательные инициативы должны быть апробированы практически.
Активное участие в прениях приняла депутат ГД Наталья Ермакова. «Президентом предложен механизм утраты доверия госслужащими. Тут придется понаблюдать, как инициативы будут работать на практике. И если появится такая необходимость, понадобится внесение некоторых изменений и дополнений в антикоррупционное законодательство», - отметила Наталья Ермакова, депутат ГД пятого созыва от Единой России, в ходе утверждения законопроекта.
Часть экспертов вообще посчитали куда более эффективной и, вместе с тем, простой мерой борьбы с коррупцией ратификацию статьи 20 Конвенции ООН по противодействию коррупционным проявлениям. Механизм действия статьи заключается в предоставлении госслужащими и чиновниками деклараций о доходах и расходах для их сравнения. Такой вариант дает возможность анализа уровня жизни чиновника. И в случае, когда подотчетное лицо живет «на широкую ногу» (расходы не соотносятся с задекларированными доходами), появляются основания по проведению мероприятий, вскрывающих факты противоправных деяний.
Депутат Наталья Ермакова полагает, что добиться полного совершенства законодательства, особенно в такой специфичной сфере, вообще крайне затруднительно. «Фигуранты коррупционных дел очень изобретательны. Для эффективной борьбы с коррупцией самым приемлемым методом является постоянное развитие законодательной базы», - уверена Наталья Ермакова.
Принимая во внимание заявление Ермаковой, в первоначальном варианте принятого ФЗ присутствует статья, допускающая последующие ужесточения принимаемых ограничений, запретов и служебных правил.
К государственным служащим высшего уровня (федеральных министров, сенаторов, депутатов, то есть всем тем, кто замещает государственные должности) подход законодателя первоначально строг. Для них предусмотрен «бонус» в виде увольнения без выяснения обстоятельств совершенного и без учета былых заслуг на профессиональном поприще.
Несмотря на жесткую критику принимаемо закона, ФЗ действует уже пятый год. За этот период в него вносился ряд поправок. На сегодняшний день основным способом контроля чиновников разно уровня является декларация о доходах, личном имуществе, обязательствах имущественного характера. Причем, декларацию должны подавать супруг (а) и несовершеннолетние дети чиновника.
Чтобы исключить возникновение конфликта интересов, государственным служащим, владеющим ценными бумагами, полагается передавать их в доверительное управление.
Введен запрет на прохождение службы близкими родственниками (супруг (а), дети) под непосредственным началом чиновника, госслужащего.
Внесено важное изменение в законодательство о банковской и налоговой тайнах.
Теперь налоговики и банкиры обязаны по требованию руководителей органов власти выдавать полные сведения о вкладах, доходах, имуществе их клиентов, претендующих на замещение государственных должностей. Требование распространяется на операторов электронных платежных систем, операционные центры, клиринговые компании. Прозрачными стали операции с электронными деньгами.